Госдума обсудит компенсации за изъятое у добросовестных приобретателей жилье

Комитет по законодательству РФ направил на первое чтение законопроект, предусматривающий получение компенсации до 1 млн руб. за жилые помещения, изъятые у добросовестных приобретателей

В декабре 2015 года Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий получение компенсации "за утрату права зарегистрированного в ЕГРП". Согласно ему, единоразовую компенсацию в 1 млн рублей смогут получить граждане, которые по не зависящим от них причинам не вправе вернуть единственное принадлежащее им пригодное для постоянного проживания жилое помещение, если то было продано, а также добросовестные приобретатели, у которых истребовали такую жилплощадь.

Как поясняют авторы, проект разработан в целях реализации постановления КС РФ №13-П от 4 июня 2015 года. Тогда в Конституционный суд обратились граждане Князик и Пузырина из Мурманска. В 2010 году они приобрели квартиру, а в 2011 году жилье было истребовано из их владения, поскольку продавец не имел права его отчуждать. По решению суда продавец должен был вернуть покупателям уплаченные ими средства, но не сделал этого. Тогда граждане обратились в суд, чтобы получить предусмотренную ст. 31.1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" компенсацию в 1 млн рублей каждому, но получили отказ. Суды посчитали, что права на компенсацию заявители не имеют, поскольку законодатель обусловливает право на такую компенсацию незаконностью действий госорганов при регистрации права на жилое помещение.

ст. 31.1 закона о госрегистрации прав на недвижимое имущество

 

1. Собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, имеет право на разовую компенсацию за счет казны Российской Федерации.

2. Компенсация, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, выплачивается в случае, если по не зависящим от указанных лиц причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного в настоящей статье имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению. Размер данной компенсации исчисляется из суммы, составляющей реальный ущерб, но не может превышать один миллион рублей.

3. Порядок выплаты Российской Федерацией компенсации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

КС РФ, куда Князик и Пузырина обратились, чтобы оспорить конституционность ст. 31.1 указанного выше закона, признал эту норму не соответствующей Конституции РФ, поскольку она лишает граждан права на получение компенсации "по мотиву отсутствия оснований для привлечения компетентного государственного органа к ответственности за незаконные действия (бездействие), связанные с производившейся им государственной регистрацией прав на указанное жилое помещение".

Разработчики законопроекта предлагают признать ст. 31.1 утратившей силу и дополнить ФЗ новой ст. 31.2. Согласно ей, получить компенсацию можно будет независимо от наличия оснований для привлечения к ответственности органа, осуществляющего госрегистрацию прав. Эту новеллу депутат-докладчик Сергей Фабричный назвал несомненным плюсом проекта. Однако говорил он и о минусах. Так, обязательными условиями получения выплаты являются наличие вступившего в законную силу решения суда о возмещении стоимости утраченного имущества и прекращение исполнительного производства по этому решению, в случаях:

– смерти должника-гражданина (признания его умершим, безвестно отсутствующим), если требования обязанности не могут перейти к правопреемнику;

– внесения записи об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Аналогичные изменения вносятся в ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", из него предложено исключить ст. 68 и дополнить его главой 10.1, п. 3 которой гласит, что размер единоразовой компенсации не может превышать 1 млн рублей.

По мнению Фабричного, с одной стороны, государство берет на себя дополнительные финансовые обязательства, а с другой, делает механизм получения компенсации труднодоступным для граждан, чем "выхолащивается дух постановления КС". Например, для получения компенсации необходимо удостоверить факт смерти должника и отсутствие у него правопреемника. Кроме того, не является основанием для получения компенсации прекращение исполнительного производства, в связи с отсутствием у должника денег или невозможностью установить его местонахождение.

Также принятие постановления освобождает Правительство РФ от обязанности разработать порядок получения компенсации, тогда как законопроект не содержит норм, описывающих процедуру ее получения. "Считаю, что правила должны быть, и они должны быть проще", – прокомментировал депутат. Один из авторов пояснил, что процедуру упростить нельзя – Минфин может предоставить компенсацию только после вступления в силу решения суда. Общественная палата в своем заключении дополнительно отметила, что остается нерешенным вопрос, из какого именно бюджета будут выплачиваться компенсации.

Законопроект был рекомендован к принятию в первом чтении, однако введение новых правил компенсации с 1 января 2017 года, как планируют разработчики, Комитет по законодательству назвал "нецелесообразным", поскольку они требуют "дополнительной проработки".

С полным текстом законопроекта № 955220-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правил о компенсации за утрату права собственности на жилое помещение) можно ознакомиться здесь.

Поделиться:
Яндекс.Метрика